Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 236016 г. Калининград ул. Комсомольская, д.3
  • 8 (4012) 21 87 61
  • maoudyuckom@eduklgd.ru

Страничка Психолога

Родительский клуб

Детская тревожность, что это такое. Как проявляется, в чем причины. Как помочь и что делать.

В современном мире с его быстрым темпом жизни и гонкой за успехом от стресса и повышенной тревожности страдают не только взрослые , но и дети. Так ли страшна тревожность, или это лишь временное состояние, которое не играет большой роли для общего состояния человека. Стоит различать тревогу , как временное состояние, и тревожность как постоянную черту личности. Тревожность приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе, сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и даже на его иммунитете, здоровье и физическом состоянии.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе тех, которые к этому не располагают.

У тревоги есть соматические проявления ( боли в животе, головные боли).

Ярким проявлением тревожности могут быть нарушение сна и аппетита.

Тревожных детей отличает постоянное беспокойство, напряженность, скованность, неуверенность, низкая самооценка.

Тревожный ребенок быстро устает , утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

Такому ребенку нужно обязательно помогать справляться с его состояниями.

Самый плохой совет для тревожного ребенка, сказать “постарайся не думать об этом”, это еще сильнее фокусирует его на тревоге. Отвлечение- неплохая техника, если оно естественно и не связано с усилиями. Устранять нужно источник тревоги( чувства, эмоции, переживания). Важно:

- Дать ребенку выговориться

- Общаться с ребенком не указаниями и советами, а просто слушать

- В игровой форме установить причину тревоги, помочь найти решение проблемы

- Обучать ребенка умению управлять своим поведением

- Повышение самооценки ребенка

-Создание ситуации успеха, поощрение, поддержка

Если тревожность не проходит, перерастает в депрессивные состояния, у ребенка появляется апатия и безразличие к окружающему ,то стоит говорить о более серьезных психологических состояниях и патологиях.

В чем же причины такой реакции детей? Конечно, большую роль играют особенности нервной системы ребенка, но в основном тревожность формируют внешние факторы. В первую очередь велико влияние родителей, тревожные родители передают эту особенность своим детям, гиперопека , недостаток родительской любви, а также завышенные требования к ребенку – все это формирует в ребенке неуверенность и тревожность. В зависимости от возраста ребенка внешние причины тревожности могут быть различны. До трех лет это может быть долгая разлука с мамой, в дошкольном возрасте это адаптация к садику, детскому коллективу, в школьном – смена школы или места жительства, в подростковом- межличностное общение со сверстниками, а также проблемы с учебой, неуспеваемость и другие. Это лишь малая часть факторов, каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Но всегда можно постараться предупредить негативные состояния у ребенка.

Как помочь ребенку:

Любите своего ребенка всем сердцем и проявляйте эту любовь.

Обращайте внимание ребенка на его успехи, даже самые маленькие.

Чаще ласково прикасайтесь к ребенку и ласково его называйте.

Не унижайте ребенка во время наказания.

Давайте оценку поступку ребенка, а не его личности.

Говорите тихо, медленно и спокойно.

Спрашивайте мнение ребенка.

К изменениям готовьте его заранее.


Роль семьи в формировании культуры здоровья ребенка.

В современном стремительно меняющемся мире с проблемами экологии, ростом хронических заболеваний и ухудшением качества продуктов питания, все больше уделяют внимания здоровому образу жизни, который важно прививать с ранних лет. Что же играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни и здорового мышления? Политика государства, окружающая среда ,образовательные учреждения? В первую очередь- это ближайшее социальное окружение ребенка, так как ребенок учится на примере и склонен подражать взрослым. Поэтому большая ответственность ложится в этом плане на родителей и семью маленького человека. С чего начать воспитание здорового образа жизни, в первую очередь с себя. Это и привычки питания, поведения, общая активность и общий уровень культуры.

Здоровье-это состояние физического, духовного, социального благополучия. Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению, восстановлению здоровья.   Здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей. Но все-таки определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка  оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.

Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Дети должны осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Существуют определенные критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками,   родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.



Большое влияние на ребенка имеют режим сна и бодрствования, распорядок дня, режим питания, личная гигиена. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность ЦНС, приводит к переутомлению и неврозам. Нарушение режима питания и неправильное питание приводят так же к болезням ЖКТ, другим проблемам здоровья( в настоящее время среди подростков сильно распространены анорексия и булимия). Большую роль в здоровом образе жизни играют вредные привычки родителей ( курение, употребление алкоголя) и эмоциональный климат в семье. Даже спортивный ребенок не будет здоров ,если на него все время кричат и ругают. А вредные привычки проще искоренить в самом начале, чем потом вести нелегкую борьбу с ними.



Семья –это система со своими правилами, отношением к жизни, здоровью, воспитанию.


Образовательные, оздоровительные программы помогают ,дополняют, обогащают знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут .


      

Влияние курения на здоровье.

Итоги социологического опроса по здоровому образу жизни.


 Педагог-психолог Белокопытова М.В.